Египет

После малайзийского путешествия прошлого года я планировала в следующий раз поехать по тому же маршруту, но с детьми.

По семейным обстоятельствам не получилось поехать всей большой компанией, а так как младшему сыну было уже обещано путешествие в Малайзию, то решили ехать втроем. Целью был малайзийский райский остров Тиоман, и как всегда обязательным условием было посещение еще какой-нибудь транзитной страны, раз уж летим так далеко.

Собственно, какая транзитная страна — было неважно, это зависело от авиакомпании. Пересадка могла быть в Дубае, или Аммане, или Маскате, или Шанхае — не важно.

Еще за полгода до вылета мы поехали в район концентрации различных турагентств и ходили от одного к другому, ища нужный вариант. Поначалу все обескуражило, так как по неизвестной причине оказывалось, что если оставаться в транзитной стране несколько дней, то цена билета сильно возрастала.

Наконец за приемлемую цену нашли перелет в Куала-Лумпур через Каир компанией “Египетские авиалинии”, и за остановку в Каире они дополнительную плату не требовали. Тут же билеты и купили. По дороге туда мы выходили в Каире и должны были оставаться там три дня, а потом лететь в Куала-Лумпур.

Я в Египте уже была, муж нет, а детка был в восторге от предвкушения посещения пирамид и прочего.

Это было ровно за месяц до начала египетской революции. Когда революция началась, стало тревожно, но поменять билеты было уже невозможно, и мы только надеялись, что ко времени поездки там все более-менее успокоится.

Мое первое посещение Египта было ровно десять лет назад.

Тогда мое путешествие включало пару дней в Каире, Луксор и Кусейр. Кусейр на берегу Красного моря только начал обстраиваться гостиницами, их было там всего две, и аэропорт еще не был построен.

Мои впечатления в той поездке были не особо яркими. Больше всего понравились пирамиды, внутрь я не заходила, но зрелище располагало сесть рядом на песок и думать про вечное.

Тогда там все буквально кишело туристами, особенно в Луксоре, но даже толпа тургрупп не затмевала колоритность восточного мусульманского города Каира.

Из Каира в Луксор я летела местной авиакомпанией, потом из Луксора в Кусейр на такси, причем машины там на большое расстояние через пустыню не ездили поодиночке, а ехали большим караваном из десятка машин или автобусов.

Потом машиной же из Кусейра в Хургаду и оттуда на местном самолете в Каир.

В Луксоре я провела несколько дней, мне там не понравилось. После посещения двух основных храмов, карнакского и луксорского, получилось так, что днем я отчаянно скучала. Договорилась с одним местным дядечкой в длинной рубашке с белой круглой шапочкой на голове — они там все такие, — что он отвезет меня на осле в Долину Царей — я не особо представляла себе, что это такое. Я на осле, и он на осле. Мне идея очень понравилась.

Он пришел, как мы договорились, утром к моей гостинице, и мы пошли вместе на причал у Нила, чтобы переплыть на паромчике для местных на другой берег.

А на другом берегу после туристического Луксора уже начинаешь ощущать настоящий Египет: берег Нила с растущим тростником, египетская деревня — этот мужчина жил в ней. Он даже пригласил меня к себе в гости, познакомить с семьей. Деревня очень грязная. Привел он осла и усадил меня на него. Сказал, что пусть я еду поначалу сама, а он на другом осле меня догонит, а осел знает дорогу сам. Мне идея не очень понравилась, но спорить с ним было бесполезно, по-английски он почти не говорил.

Осел со мной на спине затрусил по дороге. Ослы именно быстро бегут, перебирая ногами, как бы вприпрыжку.

Так мы ехали через какие-то деревни, и я ужасно беспокоилась, что отъехали уже далеко от берега, и что же мне делать, если египтянин вдруг не появится. Осел все бежал, не останавливаясь. Но египтянин появился на другом осле, и мы затрусили вместе через песчаные горы в Долину Царей. Это было, пожалуй, самым сильным впечатлением от той поездки — на осле, без туристов и гидов, через настоящий Египет.

Долина Царей представляет собой действительно долину посреди скалистых, голых, без растительности гор.

Когда мы уже подъехали, мой попутчик сказал, что он с ослами будет меня ждать наверху, и чтобы я сама спускалась в долину, а потом вернулась, и мы поедем обратно.

Купила я входной билет — не помню за сколько, но дорого.

Долина, в сущности, пустая, только там и сям входы в подземные галереи и ужасающая толпа туристов. Я спустилась наобум в одну из галерей, там на стенах нарисованы старинные египетские картинки, как мы их все знаем по книжкам. Но меня такие вещи не интересуют совершенно, и поэтому в Долине Царей — полагаю, в этих галереях захоронены цари — я пробыла минут пятнадцать и стала карабкаться снова вверх, чтобы на осле же вернуться обратно.

Дядечка меня ждал, была снова отличная и трогающая душу и воображение прогулка по безлюдным и диким местам.

Когда мы спустились с гор и поехали по тем же разным деревням, он вдруг опять куда-то пропал, я опять ехала одна, и вот что случилось. Уже когда осел привез меня в исходную деревню, на дороге появился другой осел, без ездока. Оба были самцы и вдруг стали драться. Я соскочила быстро на землю, а осел начал поворачиваться ко мне задом, а я не сообразила, что он готовится меня лягнуть задней ногой, что и случилось: лягнул сильно, очень сильно и больно по ноге. Я испугалась — вдруг нога сломалась, ссадина была ощутимая. Тут вернулся египтянин и повел меня в аптеку — в деревне, как ни странно, была допотопная аптека, где я купила что-то антисептическое и бинт.

Заплатила как было договорено египтянину за прогулку — впрочем, он потребовал дополнительные чаевые — и сама на лодке для местных вернулась на другой берег Нила.

К слову, в эту первую поездку мне глобально очень не понравились египтяне. Очень крикливые и приставучие к туристам, чуть не хватают за полы одежды, чтобы у них что-то купили в лавках. А что около пирамид делалось!

Еще задолго до поездки я купила по случаю у букинистов очень любопытную книжку “Курьер”, практический путеводитель для русских по городам и курортам Западной Европы и по Египту, старое издание 1912 года, то есть еще до начала первой мировой войны, книга на старорорежимном русском языке с твердыми знаками в конце слов.

Так вот, по поводу Египта там предупреджают русских путешественников, что около пирамид к ним будут приставать египтяне с предложениями покататься на верблюде или нанять гида, что народ очень приставучий.

В первую поездку именно так и было. К пирамидам и пройти было сложно, настолько приставали, а одеты египтяне были, скорее всего, точно так же, как в 1912 году.

А в Луксоре постоянно приставали водители калешей — это типа кареты, которую тянет лошадь. Причем в конце поездки цену запрашивали, регулярно превышающую изначально договорную.

Потом было дикое побережье Красного моря, город Кусейр, тогда еще почти безлюдный, и возвращение в Каир местным самолетом из аэропорта Хургады. Хургаду видела мельком из такси, когда ехала к аэропорту, и она неприятно поразила нагромождением гостиниц.

Возвращаясь к нынешней поездке, неприятное случилось за неделю до отлета. Нам позвонили из турагентства, где мы покупали билеты, и объявили, что “Египетские авиалинии“ отменили рейс Каир–Куала-Лумпур, и что они могут нам вернуть деньги за билет. Но не за все остальное, что мы оплачивали по интернету постепенно в течение нескольких месяцев, а именно — за гостиницы в Каире, Куала-Лумпуре, на острове Тиоман, а также за билеты на самолет Куала-Лумпур–Тиоман и обратно.

Как альтернативу предложили, что “Египетские авиалинии” нас довезут из Каира до Бангкока, а потом уже за наш счет нам продадут дополнительно билеты Бангкок–Куала-Лумпур и обратно, перелет авиакомпанией “Королевские иорданские авиалинии”.

Пришлось платить — а что делать, иначе все каникулы шли насмарку.

Мы решили, раз вторая пересадка будет в Бангкоке, провести две ночи в Бангкоке. Получалось, что путешествие будет не в две страны, а в три.

Не очень удачно мы так спланировали, потому что получилось на две недели восемь самолетных перелетов. Самое объемное воспоминание поездки: самолет и ожидание в аэропортах.

В Египет летели с большой тревогой.

За дни до отлета я сидела на различных сайтах, связанных с Египтом, и расспрашивала людей, которые там живут, про обстановку. Рассказывали, что царит анархия, грабители вырывают сумки на улицах у людей, полиция бездействует и так далее.

Я уже было решила, что мы все три дня будем сидеть в гостинице, это была хорошая гостиница с бассейном, и только свозим детку один раз к пирамидам на такси.

Но все оказалось совсем не так страшно.

Когда самолет уже вечером прилетел в Каир, мы купили на месте визы, получили багаж и вышли в основной зал аэропорта, и к нам сразу подскочил египтянин и сказал, что у него туристическое агентство, и что он может организовать нам все.

Мы договорились с ним, что нас отвезут в гостиницу и на следующее утро дадут в наше распоряжение машину с водителем и гидом с 8 до 16 часов: поездка к пирамидам, а потом в оживленный квартал Хан эль-Халили, где базары и мечети — все это очень хотелось показать детке, а одни там расхаживать мы боялись. Это был первый раз, когда мы попросили, чтобы гид с нами и по улицам ходил — боялись очень.

Во второй день — тоже машина с водителем с 9 до 17 часов, но без гида, который должен был нас отвезти в Цитадель и Старый Каир. Про все эти места я вычитала в путеводителе.

Третий день мы решили провести без водителей и гидов, а сами пойти в Каирский музей — показать детке мумии. И это же агентство должно было нас отвезти потом в аэропорт, чтобы лететь в Бангкок.

За все — 160 долларов, дешево. Впрочем, там оказалась такая жара, что ни о каких “до 16 или 17 часов” речи не было, невозможно ходить по Каиру с утра до вечера без перерыва, особенно с шестилетним ребенком, так что реально мы к часу дня уже водителя отпускали оба раза и шли в гостиницу отдыхать в кондиционированном номере.

Первый день прошел отлично и интересно. С утра поехали к пирамидам. И водитель, и гид оказались очень приятными и любезными людьми.

Там надо довольно долго, если пешком, идти от пирамиды Хеопса, в которую можно зайти внутрь, до Сфинкса и потом до места, которое называется Панорама — с него открывается красивый вид на три пирамиды. Но мы от одного места до другого ехали на машине.

На Панораме я станцевала на фоне пирамид, как было задумано еще дома.

Потом наш гид-умница предложил нас отвезти на площадь Тахрир, где по сей день с начала революции проходили ежедневные манифестации. Понятно, что без гида мы бы в такое очень интересное место не осмелились поехать.

Он нас предупредил, что это зона революционеров, ни полиция, ни армия туда не суются, и что у них объявили, что государство не способно защищать граждан, и пусть граждане в крайнем случае защищают себя сами.

На подходах к площади нас осмотрели сами революционеры, нет ли у нас оружия, и мы прошли на площадь с большим любопытством. В центре там растянут огромный белый тент, в разных местах — разные сцены: кто-то говорит пламенную речь, кто-то размахивает египетскими флагами, кто-то несет транспаранты.

Я очень дотошливо расспрашивала гида, что же хотят эти люди теперь, уже после того, как президент ушел, но вразумительного ответа так и не получила.

После Тахрира мы поехали в квартал Хан эль-Халили. Он показался мне очень пустынным и тихим, совсем почти без туристов в сравнении с моей первой поездкой.

Потом мы уже так устали, что отправились в гостиницу отдыхать.

На следующий день приехал один водитель, без гида, и повез нас в Цитадель — это место типа крепости, окруженное стеной, а внутри огромная мечеть. В этот день я нарядилась противоположно предыдущему, то есть надела арабскую абайю и лицо закрыла никабом.

После Цитадели водитель повез нас в Старый Каир. Там несколько христианских церквей, что меня совершенно не интересует, мне хотелось пойти в глубину этого района. Водитель нас ждал в определенном месте, а мы и пошли в этот Старый Каир.

Очень грязное и бедное место, на улицах худые козы и утки, район напомнил мне риодежанейрские фавелы. В одном месте мы хотели свернуть на улочку, а там на стуле сидел египтянин — не в форме — и жестами нам как бы не разрешил идти туда. Мы удивились и пошли в том же направлении, но по другой улочке, а место становилось все грязнее, и муж мой уперся и сказал, что все, дальше он тут не пойдет. Сказал, что раз местный показал знаками, что нам туда нельзя — значит, не без причины. Я была одета как мусульманка, но у муж выглядел абсолютно западным туристом. Ну, и ребенок. Поэтому дальше мы не пошли, а вернулись, и водитель отвез нас обратно в гостиницу.

Третий день было задумано провести самостоятельно, сходить в Каирский музей, а поздно вечером у нас был уже самолет, девятичасовой перелет в Бангкок.

Ничего из наших планов не вышло, потому что с утра ребенок заболел — животик, рвота и температура под сорок. Мы сидели в гостинице весь день, лечили детку взятыми с собой лекарствами и думали, что же теперь делать. Вечером решили все же лететь в Бангкок, иначе срывалась вся поездка. Ребенка в пробках в такси вырвало. Это был самый ужасный в путешествии момент.

А когда мы, усталые и измотанные, прилетели в Бангкок, ребенок уже выздоровел.

Видео танцев у пирамид.

дальше: Египетские фотки (800 КБ)