Малайзия

Несколько лет назад я поняла такую вещь: когда летишь в путешествие, надо обязательно предусмотреть остановку в транзитной стране минимум на два дня, и вообще организовать маршрут так, чтобы посетить как можно больше стран за одну поездку.

За много лет путешествий у меня несколько понизился уровень любопытства к другим странам, такого энтузиазма и экзальтации, какие были вначале, уже нет, и это наше путешествие я почти и не готовила.

Были куплены билеты, в марте на июнь, до Куала-Лумпура и обратно. Был куплен путеводитель для самостоятельных путешественников, который я не раскрывала почти вплоть до поездки и только представляла себе расплывчатую схему путешествия: в основном Малайзия, 10 дней на все, во время которых можно еще съездить или в Сингапур или Индонезию, плюс на обратном пути — четыре транзитных дня в Дубае.

Три ночи в дубайской гостинице мы забронировали очень загодя. Для этого я просидела с час в интернете на сайтах разных гостиниц, тщательно выбирала, главным критерием был местонахождение. Я прекрасно знаю Дубай — правильнее было бы назвать соответствующую главу не “Эмираты II”, а “Эмираты VI” или “VII”, — и представляла себе примерно, где там хорошо жить. Остановилась на “Арабиан кортярд”, 70 евро за ночь, четыре звезды.

Примерно за пару недель до отъезда начала читать путеводитель, купила подробные карты Куала-Лумпура и Дубая.

Без проблем заказали две первые ночи в Куала-Лумпуре по интернету, гостиницу “Чайнатаун”, 25 евро за ночь, в китайском квартале — я вычитала, что он торговый и оживленный.

Внимательно почитав про Малайзию, Сингапур и Индонезию, решила, что собственно в Малайзии, чтобы купаться, стоит поехать после Куала-Лумпура на какой-нибудь райский пляж на острове на четыре-пять ночей, желательно на восточном побережье, потому что в Малаккском проливе не купаются. Из островов выбрала Тиоман в Южно-Китайское море, мне он показался из всех наиболее диким и неурбанизированным.

Думали, как потратить остальные дни, и после чтения в интернете о Медане, в который приплывают корабли из Малайзии, Индонезию отмела. Решили, что определимся по настроению на месте, поехать ли в Малакку, два часа на автобусе к югу от Куала-Лумпура, или полететь в Сингапур.

Уже за неделю до отлета спохватилась, что надо бы Тиоман тоже забронировать заранее, самолет и гостиницу.

С самолетом проблем не было, заказала билеты по интернету, а когда стала искать места в гостиницах, то выяснилось, что нет мест. В июне в Малайзии проходят школьные каникулы, и все гостиницы, какие я нашла в путеводителе или интернете, куда отправляла электронные письма или звонила, — все они заняты на эти дни.

Тиоман представляет собой вулканический остров, покрытые девственным лесом горы, а по периметру — пляжи и гостиницы; есть маленький аэропорт.

Самая навороченная гостиница — “Берджая”, там и пляж самый большой. Остальные расположены по маленьким бухточкам, а дорог на острове почти нет, и нередко от одного пляжа до другого можно передвигаться только на катере по морю.

Одна ночь в шале в “Берджайе” стоит 100 евро. Каким-то чудом через один тайский сайт посредством переписки и звонков удалось забронировать четыре ночи именно там. Они послали по электронной почте потверждение, которое я распечатала и взяла с собой, что потом очень пригодилось.

Немного взгрустнулось — подумалось, что раз все гостиницы забиты и школьные каникулы, то атмосфера будет примерно такая же, как в иорданской гостинице на Мертвом море — толпа народу и куча галдящих детей.

Вообще же, по поводу организации путешествия я все еще надеялась, что в Малайзии будет как в Камбодже, где в каждой гостинице и на каждой улице есть туристические бюро, которые за маленькие комиссионные сделают за вас все, что хотите, — визы в соседние страны, билеты на самолет и катер, аренду машины с водителем, бронирование ночлега по все стране. Но в Малайзии это оказалось совсем не так, в гостиницах ничего такого не делают, и ни одного турбюро я своими глазами там не видела, хотя, наверное, где-то они все же есть.

Так и полетели.

Я, как всегда, заранее изучила на сайте авиакомпании схему расположения кресел всех четырех самолетов, “Боингов” каких-то, и заказала места или в двухкресельном ряду в конце самолета, или в трехкресельном, одно у иллюминатора, другое у прохода, в надежде, что между нами никого не посадят.

Из четырех перелетов надежда оправдалась лишь в одном случае, но и то подлокотники между креслами почему-то не поднимались.

Мы с мужем долго ломали голову, почему это так. Решили было, что пассажирам бизнес- или первого класса, которые платят за билет в разы дороже, было бы обидно переплатить за возможность горизонтально спать в полете, если и пассажиры экономкласса, кому повезет, могут растянуться на трех или четырех креслах. Но потом гипотезу отмели, потому что таких противных рядов, где подлокотники не поднимаются, в самолете только несколько.

Самым приятным был последний перелет, из Дубая домой, потому что я зорко выследила впереди четырехкресельный ряд, где сбоку сидела только одна девушка, и сразу пошла туда, села с другого бока, чтобы потом спать на двух креслах.

Дорога до Куала-Лумпура была тяжелой, потому что семь часов до Дубая, там пара часов транзита, потом еще семь часов до Куала-Лумпура. Прилетели мы в два часа дня.

Вид Малайзии сверху из самолета сказочно красивый — огромные пространства, покрытые пальмовыми лесами. Я не знаю, дикие ли это джунгли или сельхозугодья — может, из них делают пальмовое масло. Но очень красиво.

Город Куала-Лумпур никак нельзя назвать местом третьего мира, по трассам едут хорошие машины, много разных современных башен, пальм, там и сям красивые мечети, и все очень чистенько. Уже потом, пожив в китайском квартале и побывав в Сингапуре и Дубае, в Куала-Лумпуре замечаешь и много обшарпанных мест.

Гостиница оказалась действительно в очень оживленном месте. С утра бурлящая народом улица с китайскими магазинчиками и ресторанчиками, а с полудня так вообще превращается в огромный пешеходный крытый рынок, вечером повсюду зажигаются круглые красные китайские фонарики, и так до полуночи.

В день прилета мы отдыхали от самолета, вышли погулять только вечером.

Я с сожалением констатировала, что одежда в китайских магазинах совсем не интересная, не в пример той, что я видела в Ботсване или Таиланде. Во всем океане этих разноцветных магазинчиков я купила не так уж много интересных вещей.

Отмечу среди покупок очень красивые разноцветные брошки с хрусталиками, и еще в магазине мелочей для розыгрышей мы купили отлично сымитированные отрубленные человеческие руки и ногу, прямо как настоящие, страшно, а потом смешно — для шуток, и как сувениры-подарки для друзей.

После первой ночевки с утра пошли пешком до метро, станция “Паcар cени”, и поехали смотреть достопримечательности. Первой были две знаменитые башни Петронас, соединенные проходом на высоте.

И вправду, две башни, внизу торговый центр, в квартале чисто, магазины-люкс, и есть другие небоскребы. Но пробыли мы там недолго, потому что башни не впечатлили. А уж после Сингапура и Дубая я вообще не понимаю, чем там можно так уж гордиться.

Поехали смотреть другую достопримечательность в квартал Маленькая Индия, красивая мечеть с куполами на фоне тропических пальм, называется “Джамек”. Внутрь не пошли, потому что это было время молитвы и внутри мечети были только мужчины, они молились на разложенных ковриках, причем толпа народу молилась уже начиная с выхода из метро.

Люди в Малайзии нейтральные, не злые и не особо любезные. По внешности мужчин я бы не смогла отличить малайца от китайца, а проживают там в основном малайцы, китайцы и индийцы. Впрочем, индийцы любезнее и приятнее, чем в Индии. Малайки же мне показались в массе красивыми. Страна мусульманская, они носят красиво скроенные платки, хоть и сплошь все синтетические, я даже купила себе один такой розовый для коллекции. Платки повязаны очень красиво, лежат драпировкой красивее, чем в Иране или у арабов. При платке многие идут в кофточках с короткими рукавами, в обычной одежде. Но ходят там разные женщины, есть много одетых и в секси мини, и без всяких платков, и индийки в сари и так далее.

В этот же день мы поехали в квартал Брикфилдс; мне по интернету рассказали, что там много портных на заказ шьют. Я предусмотрительно взяла с собой из дома красивое платье и два отреза материала стретч, чтобы сделать с него копии.

Портных оказалось не так уж и много, все при индийских магазинах тканей. Найти портную, которая согласилась шить из материала стретч, тоже оказалось нелегко, они шьют обычно только из нетянущихся тканей. Но все же нашла индийку, которая согласилась, я ей оставила платье и один из отрезов и сказала, что если выйдет хорошо, то я закажу еще одно такое же.

В том же квартале, но в другом магазине, заказала у другой портной две короткие кофточки-чоли с очень оригинальными, по моей фантазии, вырезами на спине, из материала, который купила там же.

Потом настал вечер, предстояла вторая ночевка в китайском квартале, и с утра мы должны были вылетать на остров Тиоман на четыре ночи. Уже забронировали номер в той же гостинице по возвращении в Куала-Лумпур, и договорились, что оставим у них основной багаж на эти несколько дней. Вечером уже перед сном муж пошел смотреть интернет и получил такое письмо, что сожалеем, но мест в “Берджае” нет и бронирование отменено.

Думали, лететь или нет, решили, что все-таки полетим и просто в гостинице предъявим распечатку, подтверждающую бронирование. Но летели с плохим настроением и тревогой, даже фотки не сделали красивые, когда самолет уже приземлялся на остров — изумрудно-зеленый гористый остров с белоснежными пляжами по всему периметру и с ярко-лазурной полосой воды вокруг, открыточный пейзаж.

Маленький самолет с пропеллерами приземлился на мизерный аэродром, все повалили в крохотное же здание. В самолете было много детей, а мне все тоскливее и тоскливее, я уже представляла себе, как нам в “Берджае” дадут от ворот поворот, и что же тогда делать, куда идти, обратный рейс через четыре дня только. Никаких такси у аэродрома я не увидела, но был микроавтобус с надписью “Берджая”, мы полезли туда, как и многие пассажиры рейса. Автобус проехал немного по дороге, петляющей параллельно пляжу, и подвез к административному зданию. А сама гостиница состоит из разбросанных коттеджей, все из коричневого дерева, ресторанов, баров, теннисных кортов, лужаек для гольфа, игровых площадок для детей и прочего, целый городок, все утопает в пальмах и тропических растениях, бегают обезьянки и ползают большие смешные неуклюжие вараны. Огромный красивый пляж с пальмами, а с другой стороны дороги уже начинаются горы-холмы, джунгли.

Мы дали служащей паспорта и распечатку о бронировании. Решили, что если она будет говорить, что мест нет, то мы сделаем вид, что по-английски не говорим и ничего не понимаем. Она долго смотрела в компьютере, потом ушла куда-то надолго со всеми нашими бумагами. Вернулась и преспокойно выдала нам ключи от шале! И завтрак — королевский шикарный буфет — был включен в стоимость.

Потом были четыре поистине райских дня.

Мои страхи насчет толпы не оправдались вообще. Не знаю уж почему, но никакой толпы не было, пляж был всегда пустынный, в ресторане занята максимум треть мест.

Четыре дня мы потратили, чтобы бесконечно купаться в лазурном, прозрачном, теплом, очень теплом Южно-Китайском море.

Из предложенных гостиницей экскурсий мы выбрали две.

Одна — нырять с маской и смотреть на тропических разноцветных рыб и коралловые подводные сады. Нас повезли на моторной лодке, дали маски, трубки и спасательные жилеты, чтобы без усилий держаться на поверхности и смотреть рыб. Хлеб для рыб мы взяли из ресторана. В лодке кроме нас были еще две пары с детьми, и отвезли нас в четыре разных места, где и рыбы разные, и кораллы. Это было прекрасно, точно так же, как в былые времена в Кении.

В гостинице была и возможность взять напрокат байдарку, те же маски, жилеты и трубки и самим плыть к ближайшему коралловому островку.

Вторая экскурсия называлась “поход в джунгли”. Я долго раздумывала, брать ее или нет — в аннотации было написано, что нужна хорошая закрытая обувь, а на мне были только босоножки, и что надо быть осторожной, так как в джунглях можно встретить ящериц, обезьян и змей. Я, когда мы оформляли экскурсию, долго и дотошно выспрашивала служащего, что если пойду впритык к гиду, то будет ли это гарантией, что никакую змею не увижу. А то от одного вида помру. Но он понял мой вопрос наоборот — видимо, туристы как раз и хотят такую гадость увидеть, чтобы сфотографировать. Все долдонил, что не может гарантировать, что змею я увижу.

Когда утром мы пришли в условленное место начала экскурсии, я с радостью констатировала, что группа набралась довольно большая, человек десять, подумала, что все гады разбегутся от такого количества людей на джунглевой тропе, и босоножки были тоже на многих женщинах. Я тут же стала ныть гиду про змей и попросила, чтобы если он что увидит, то мне не говорил.

Пошли мы в джунгли, которые прямо рядом с гостиницей и начинались, идти было трудно, потому что вверх, там вообще нет прямых мест, и по жаре. Из животных мы встретили только одну потешную ящерицу-хамелеона. Живописная джунглевая тропа шла вверх: пальмы, разные каучуковые деревья, лианы. Заканчивалась в местечке, где небольшой живописный водопад, где весь народ с радостью и искупался. Потом пошли назад. А когда уже вернулись, то гид мне сказал, что была змея, зеленая, но он специально людям об этом сказал и указал на нее тихо, чтобы я не слышала. А один развеселый турист все норовил мне показать на своем фотике этого зеленого гада, которого он сфоткал.

Первые три дня мы ужинали в ресторане-буфете, где был и завтрак. Ужин — тоже буфет, королевский, но 20 евро на человека каждый раз. В последний день мы решили поужинать подешевле в ресторанчике рядом с гостиницей. Дешевле получилось не намного, но там была привязанная на длинной цепочке к столбику и домику ручная обезьянка-макака, пушистая, приятная и мягкая, я играла с ней почти час, причем она не хотела меня отпускать и вцеплялась каждый раз, когда я уже хотела отойти.

В общем, улетали мы с этого волшебного острова с большим сожалением.

Прилетели в Куала-Лумпур, и в аэропорту же на месте купили билеты в Сингапур на следующий день.

Из аэропорта взяли такси, но поехали не сразу в гостиницу, а в Брикфилдс забирать заказанную одежду. Кофточки получились прелестные, на одной сзади такой вырез, который идет как бы геометрической лесенкой, и каждая ступень соединяется с другой стороной цепочкой, довольно аляповатой. Я решила, что потом в Дубае на Золотом рынке куплю себе настоящую золотую цепочку и заменю. Копия же платья была не готова, портниха даже не начинала шить, и мы договорились, что я заберу его уже после Сингапура, и я начала уже жалеть, что связалась именно с этой такой необязательной портнихой.

После вернулись на метро в гостиницу “Чайнатаун”, и муж засел за интернет искать жилье на две ночи в Сингапуре. Мы были немного встревожены тем фактом, что на Тиомане разговаривали с сингапурцами — и коренными, и экспатами из Европы, — и все говорили, что город дорогой, что гостиницы там от ста евро и так далее.

Опять же, абсолютно все гостиницы из путеводителя были заполнены. Муж просидел в интернете с час и все-таки нашел одну за 44 евро в сутки без завтрака, причем в таком районе, который путеводитель даже не упоминает, но который я бы настоятельно посоветовала самостоятельным путешественникам — Каланг.

Утром полетели в Сингапур на маленьком самолетом авиакомпании “Файрфлай”.

А через два дня вернулись в Малайзию, где нам оставалось отночевать последнюю ночь в той же самой “Чайнатаун”, и вот что случилось.

После прилета, нагруженные рюкзаками, на такси поехали опять-таки не сразу в гостиницу, а забирать платье. К моему приятному удивлению, оно получилось отличного качества и абсолютной копией того, которое я дала портнихе.

К сожалению, уже не было времени шить такое же второе. Забрали платье, поехали на метро в гостиницу.

И у мужа в метро украли портмоне прямо из кармана шорт. К счастью, паспорт у него был в нагрудном кармане. Вместе с портмоне украли кредитную карту, внутренний паспорт, права, карту социального страхования, журналистскую карту — все это сейчас приходится муторно восстанавливать — и местные деньги. Из метро же позвонили с сотового телефона домой, чтобы сразу блокировать украденную кредитку. Но нам сказали, что необходимо идти в местную полицию и делать официально заявление о краже.

Я даже не ожидала, что в такой стране как Малайзия, в принципе безопасной, плюс мусульманской, украдут вот так вот.

В общем, вместо гостиницы поехали в том же метро в обратном направлении, на станцию “Сентрал”, где, по-видимому, и украли.

Вышли и стали расспрашивать, где полицейский участок. Участок оказался на той же станции. Там мы объяснили ситуацию, и полицейский поначалу хотел нас отправить в какой-то другой участок, более централизированный, в который надо было бы ехать на такси. Но в результате принял заявление сам, поставил печати и сделал нам фотокопии.

В участке — как, впрочем, и в аэропортах и во всех общественных местах — висели портреты членов правящей семьи, разодетых в пух и прах.

Но провели мы в этом участке уйму времени. Пока писали заявление, и пока молоденький полицейский куда-то постоянно звонил по поводу кражи, вдруг другой полицейский привел пару, мужчину и женщину без платка, скованных вместе наручниками. И еще один мужчина шел и ругался. Я так поняла, что женщина эта напала на ругающегося мужчину и была драка.

Вообще, азиаты — очень спокойный народ, мне до этого не приходилось видеть ругающихся азиатов. Ни в одной стране.

После подачи заявления вернулись в гостиницу, по дороге, кстати, купили ногу и руки, а на следующий день вечером был самолет в Дубай.

дальше: Малайзийские фотки (1,2 МБ)