Китай

Поездка в Китай был одной из самых первых в серии моих путешествий и случилась несколько лет назад. Наверное, тогда он был более народный, чем сегодня, судя по тому, какими темпами модернизируется и глобализируется. И, соответственно, более интересный был.

Поехали мы в составе большой туристической группы, даже группы с некоей политической окраской — вроде профсоюзной делегации, но с явной туристической целью. Ехала я с огромным восторгом, непритупленным немного впоследствии избытком таких вот далеких и диковинных путешествий.

В поездку была включена дорога, полностью все питание, проживание в Пекине неделю, и посещение еще одного города на поезде или автобусе — Чэндэ. Программа была расписана с раннего утра — завтрак в гостинице — вплоть до вечера — ужин где-нибудь в городе. А между ними все забито различными экскурсиями.

Я уже чисто интуитивно четыре пятых экскурсий, которые были помечены в программе, отмела. Решили, что от группы отделимся и будем ходить по Пекину самостоятельно, обедать и ужинать тоже. Фиг с ними, с оплаченными обедами-ужинами, тем более по юаньским ценам. Закупились заранее путеводителем по Китаю и очень детальной картой Пекина. Карта оказалась дорогой, но впоследствии сослужила нам очень хорошую службу.

Самолет прилетел в Пекин к вечеру. В аэропорту нас встретил пекинский профсоюзный товарищ, он же и переводчик. Я ему сразу сказала, что мы в основном не будем в программе участвовать. Остальные 30 человек имели все очень запуганный и законопослушный вид, было ясно, что они и шагу самостоятельно делать не будут. Пекинский товарищ воспринял информацию очень неодобрительно.

Прямо из аэропорта, даже еще до заселения в гостиницу, по программе было посещение “храма Неба”. Он очень знаменитый и фигурирует во всех путеводителях по Китаю. Подали нам автобус, поехали в храм. Был ноябрь, сумерки уже наступили, холодно, но мы, конечно, с жадностью прилипли к окну смотреть на Китай.

Сам храм не восхитил и не поразил. Не хочу обидеть любителей разных архитектурностей и старых зданий, но это моя очень субъективная особенность, не хорошая и не плохая, я просто не интересуюсь дворцами и храмами. Причем, он и снаружи какой-то не очень впечатляющий. Разве что несколько слоев типично китайских загнутых кверху крыш.

После этого, когда все снова расселись в автобусе и предвкушали ужин и сон после долгого перелета, товарищ вдруг объявил в микрофон что делается изменение программы и на этот вечер запланировано посещение китайской оперы, нас туда сейчас повезут. Несколько самых смелых людей из группы попробовали возмутиться, но бесполезно. Слово китайского товарища-коммуниста — железно.

А я ему говорю: “Мы в оперу не едем. Дайте нам, пожалуйста, визитную карту гостиницы, на которой по-китайски написано ее название и адрес, и по пути в оперу нас высадите, и мы уж потом своим ходом на такси доберемся до гостиницы”. Товарищ начал нас пугать, что это совершенно невозможно, отделяться от группы. Что гостиницы мы сами не найдем, потеряемся, сгинем. Что народ на улице кроме как по-китайски не говорит. И ни в метро, ни на указателях ни на каком другом языке, кроме китайского, ничего не написано. Насчет последнего он оказался совершенно прав — не говорят китайцы ни на английском, ни на другом языке. Разве что в месте, куда приезжают челноки и закупают товары — там и китайцы по-русски понимают.

Но мы оказались морально сильнее товарища, и он нас высадил в центре Пекина. А остальных уставших бедных людей повезли в оперу.

Мы примерно сориентировались по карте, где находимся, и решили идти гулять наобум, по большим и маленьким улочкам. А потом, решили, поймаем любое такси, их много, они все красного цвета, покажем визитку гостиницы и поедем спать, когда устанем.

Прогуляли так часа два. Эти два часа — первые, проведенные в такой экзотической стране — причисляю к одному из самых счастливых моментов жизни. Ведь самый первый взгляд на страну — это нечто очень драгоценное и не повторяется во второй раз, только если не стереть с твердого диска памяти увиденное.

На улицах поразило просто невероятное количество велосипедов. Море черных одинаковых велосипедов, спереди или сзади приспособлена корзинка для продуктов. Океан велосипедов, велосипедные пробки. Пожалуй, очень отдаленно, конечно, картина напоминает Амстердам.

Мы шли по улицам, глазели вокруг, на светящиеся иероглифы, заходили на совсем темные улочки, шли мимо маленьких неопрятных ресторанчиков с развешанными красными шарами над входом. А люди глазели на нас, останавливались и смотрели вслед. Сейчас, наверное, уже не так — они уже больше привыкли к широкоглазым людям на их улицах. Китайцы показались очень-очень — доброжелательными и улыбающимися людьми.

Вообще же Пекин – город очень приятный, с лицом, особенный, красивый в ту пору поздней осени. Единственное, что плохо — очень сильно загазован.

Зашли в одно малюсенькое заведение, попросили чаю. Худо-бедно нас поняли, чай принесли, а вот с сахаром так ничего и не вышло. Мы им и руками показывали, и рисовали даже. И по-русски, и по-английски, и на других языках — бесполезно. В один момент принесли нам на тарелке банан… Но зато вокруг сформировалась небольшая толпа смеющихся китайцев, и все мы здорово повеселились.

После этого решили ехать в гостиницу, но сначала продолжить эксперимент и подъехать к ней как можно ближе на метро, а там уже взять такси. Китайский товарищ еще в автобусе нехотя пометил нам на карте, где гостиница находится. Несмотря на одни лишь иероглифы и совершенное незнание языков служащими метро, все-таки удалось купить билет до нужной станции и даже доехать до нее.

Вышли из метро, без проблем поймали такси, показали китайскую визитку и очень скоро уже легли спать в гостинице.

Утром встретились с согруппниками за завтраком. Они были очень злы и разочарованны. Китайская опера длилась часа три. Набеленные актеры, как в белых масках, пели что-то непонятное, и половина наших людей прямо и заснули в театральных креслах.

Во второй день по программе сразу после завтрака было посещение Великой китайской стены, а потом на обратном пути — гробниц династии Мин. Мы решили, что поедем на стену. Она находится довольно далеко от Пекина, не хотелось самим искать транспорт и платить за него.

Ехали довольно долго. Подходов к этой стене много. Нас, к сожалению, привезли к самому ближнему, но и наиболее туристическому, людному. Было очень много людей, китайцев. Внизу стоянка для автобусов и разного транспорта, а вверх ведет большая лестница, и там можно уже гулять вдоль зубчатой стены. Она местами отреставрирована. А местами совсем сломанная. Но вокруг расстилаются необыкновенные прекрасные виды зеленых диких холмов, уходящих за горизонт. У подножья стены – лавочки с разными сувенирами.

Нам был дан час, чтобы посмотреть Стену. А потом надо было возвращаться — через гробницы Мин. Тут мы сделали стратегическую ошибку. Надо было нам остаться у стены и идти по ней далеко-далеко туда, где уже нет толп туристов, потом как-нибудь вернулись бы в Пекин. Но мы поехали со всеми.

Мои опасения насчет гробниц оправдались. Это оказалась какая-то большая огороженная асфальтовая территория, где и не присесть негде, а сами захоронения — это в некоторых местах надо было спускаться вниз, где я видела какие-то полированные устройства, и так и не поняла, гробницы это были или нет.

К этому времени все согруппники уже очень устали, а тут к нам приставили еще и гида, якобы говорящего на нашем языке. Все послушно стояли вокруг него и делали вид, что слушали исторические объяснения про Мин, а он говорил тихо и совершенно непонятно. В принципе про Мин и вообще китайскую историю вкратце я уже прочла заранее в путеводитель. А гид этот все стоял и бубнил что-то совершенно непонятное. Многие люди уже отделяться от круга и присаживаться поблизости кто где может, устали все после стены, да и пожилых людей было много в группе. Рядом с гидом остались самые совестливые. Я человек очень эмоциональный, и, наверное, в это время мое лицо приобрело зверское выражение.

Единственный приятный момент, который могу упомянуть по поводу гробниц, это что когда я там слонялась около группы, от скуки разглядывала сувенирные лавки, то купила целый набор со значками с изображением Мао Цзедуна. Примерно десять значков в красивой коробке. Они круглые и отображают разные эпизоды его жизни. То он в китайской кепке, то в полный рост, в длинном пальто и так далее. Жалею сейчас, что купила самый дешевый набор, качество не очень. Мао стоит, чтобы купить его в лучшем варианте.

Потом, наконец, поехали в гостиницу на ужин. Все обеды и ужины, на которых мы присутствовали, были одинаковыми. Круглый стол на восемь человек, а на нем крутящаяся платформа, на которой в блюдах разложены разные яства. Различные китайские вкусности, и рыбные, и мясные, и рис как гарнир. Платформа крутится, а вы накладываете в тарелку, что хотите. Поначалу с виду это было полное изобилие и очень вкусно. Но к концу путешествия мне, например, очень стало не хватать картошки. Китайцы же только рис как гарнир подают в основном, или другие овощи, но не картошку.

Так закончился первый день. На следующий была запланирована экскурсия в Запретный город. Мы порешили, что с утра позавтракаем со всеми, сядем в автобус и поедем в это место — билеты туда стоят дорого, а у нас все было проплачено. Решили, что зайдем вместе со всеми, а там естественно, отделимся от группы и пойдем уже до конца дня болтаться по Пекину самостоятельно.

Автобус высадил нас всех на огромной площади Тяньаньмынь. Там как раз и находится вход в Запретный город. Над входом — огромный портрет Мао Цзедуна, очень интересно. И мавзолей же там неподалеку, где он лежит.

Я уже знала из путеводителя, что Запретный город — это старинная резиденция китайских императоров. Территория огромная, окружена забором. Там стоит много типичных китайских зданий, с окнами, но внутрь заходить нельзя, можно только в окно смотреть. Да и все они в большинстве внутри пустые. На входах некоторых есть красивые разрисовки.

Когда группа вошла в город, к нам подошел еще один гид, примерно такой же, как и у гробниц, и говорящий на нашем языке примерно так же. Экскурсия предусматривалась четырехчасовая. Мы сказали китайскому товарищу, который повсюду сопровождал группу, что удаляемся, что ни на обед, ни на ужин с ними не поедем, а сами будем есть в городе.

В это время экскурсовод уже остановился около первого отнюдь не самого впечатляющего здания и начал свою речь. Люди из группы стояли вокруг ссутулившись, понуро, безнадежно и угрюмо смотрели нам вслед.

За завтраком следующего утра нам так и рассказали, что экскурсия длилась ровно четыре часа, что экскурсовод, которого никто не понимал, останавливался буквально около каждого здания, так и ходили за ним гуськом зигзагами. Потом их повезли на обед, а потом еще в какой–то храм до ужина. Смотрели на Пекин эти люди только из окна автобуса.

Мы же очень приятно и привольно прошли через весь Запретный город, останавливаясь и любуясь в некоторых местах — на это ушел максимум час, — а потом вышли с другой стороны и пошло гулять по Пекину.

В то время — не знаю, как сейчас — там еще оставались огромные жилые кварталы, традиционные, так называемые хутонги. Маленькие деревянные домики в квадратных двориках. Очень грязно и неухожено, но очень оживленно, и китайцы — приятные люди, идут по улице или едут на велосипедах. Пищевые точки очень дешевые, но грязные — жуть. Очень грязно едят китайцы. Кости-салфетки кидают прямо на пол. Меню, конечно, все иероглифами, никто ничего не понимает, поэтому заказывали наобум.

Еще что не понравилось в китайцах-мужчинах — они плюют и харкают прямо на улице, чуть не под ноги. Почти все так делают.

В общем, еще один день приятной прогулки, частично пешком, частично на такси, и поехали в гостиницу ночевать. Жулик среди таксистов нам попался только один раз. У него был установлен счетчик, который показал сумму, примерно в десять раз большую, чем мы платили другим за такое же расстояние.

На третий день в программе было посещение Летнего дворца — летней резиденции императоров, — там катание на лодках, потом обед в Пекине, а потом посещение какого-то “дворца Ламы” до вечера. Решили, что поедем в летний дворец, пообедаем со всеми, а потом отделимся.

Летняя резиденция не очень впечатлила. Разве что есть там длинная галерея, очень красиво разрисованная. Катание на лодках по озеру тоже не очень.

За обедом мы так красочно расписывали сотрапезникам, как здорово гулять по Пекину самим. Еще говорили, что сейчас вместо дворца Ламы пойдем по магазинам за покупками. Тут один из нашей группы — милый такой мужчина с подругой — не выдержал, тоже подошел к китайскому товарищу и говорит: “А мы тоже решили после обеда отделиться”. Тот спрашивает: “После посещения дворца Ламы?” Мужчина, раздраженно: “Да нет, вы что, не понимаете? До! До дворца Ламы!” Он решил прикупить что-то для своего компьютера. Это была единственная пара из группы, которая решила по нашему примеру отделяться.

Моя страсть — одежда. Разная, этническая, оригинальная, сексапильная. Я всегда привожу одежду из разных стран. Знала, что в Китае качество не очень хорошее, но одежда в моих шкафах висит в таком количестве, рассчитанная на малейшие колебания погоды и обстоятельств, что, в принципе, прочность и качество мне и не нужны. Все равно не сношу. Лишь бы было красиво пошито. К слову, за эти несколько дней, глядя в витрины, я уже поняла, что китайцы имеют вкус и шьют очень талантливые вещи — я имею в виду покрой, а не качество.

Еще дома в путеводителе вычитала, что есть в Пекине место рядом с парком Ритань, где со складов оптовиков продают одежду челнокам из России, и в розницу тоже продают. Увидели мы, что как раз есть станция метро рядом с парком Ритань. Поехали. Чтобы найти эти склады, пришлось обходить парк по периметру. Но это было лишь приятной прогулкой.

Потом издали увидели эти павильоны-склады. Все там написано по-русски, все продавцы говорят по-русски, можно отчаянно торговаться, предлагать цену в два раза ниже предложенной. Причем, торг идет весело, непринужденно. Среди аллей развешанной одежды ходят русские, которые закупают там вещи оптом, тоже торгуются. Мы там провели несколько часов. Очень-очень приятное время!

Обувь стоит очень дешево, особенно если торговаться. Меня поразило, как она удобно и талантливо сделана, даже если прочность оставляет желать лучшего. Возьмем женские зимние ботинки. В европах даже если верх на меху, то внутри подметка без меховой подкладки, получается все равно холодно. Носы длинные, ужасные, нога получается огромная. А в Китае такие сапожки внутри полностью с мехом, а носок очень короткий, округло-квадратный, на толстой подметке, как небольшая платформе, и устойчивом, толстом, но изящном и довольно высоком каблуке.

Не буду перечислять, что мы купили. Но было несколько очень красивых пуховиков. А самое главное — мы нашли павильон мехов. На шубу я бы не потянула даже на юани. Но накупила себе шарфов, сделанных из шариков норки, разных цветов.

Потом мы с огромными баулами с покупками, настоящие мешочники, зашли в какой-то соседний ресторанчик, поели и поехали в гостиницу отдыхать. Ужинали в этот день тоже в гостинице. Мы подсели к нашей группе, я разоделась в купленное и хвасталась все время ужина моими покупками.

На следующий день программа была такая: сначала зоопарк, смотреть медведей-панд, потом еще какие-то храмы. Мы решили, что на автобусе доедем до зоопарка, зайдем в него минут на тридцать, а потом пойдем обследовать ту часть Пекина, которая рядом. Но зря мы так сделали, потому что вокруг зоопарка не было ничего интересного, и все равно пришлось потом брать такси, чтобы ехать в другое место.

В зоопарке же произошел вот какой забавный инцидент. Мы уже отделились от группы, и нам понадобился туалет. Вокруг одни иероглифы и непонимающие твой язык люди. По счастью, мы за день до этого купили совершенно случайно китайский словарь. Причем, с самого начала спрашивали китайского товарища, где можно купить, а он не отвечал, скрывал информацию, говорил, что-де “я — ваш словарь”.

Словарь был карманный, буквы малюсенькие. Чтобы не напрягать глаза китайцев, я взяла листок бумаги, нашла слово “туалет” и как оно пишется иероглифом. Тщательно перерисовала этот иероглиф в большом размере на бумагу, и потом стала эту бумагу показывать людям. И никто так ничего и не понял! А туалет мы нашли случайно. К слову, общественные туалеты в Китае просто страшные, их можно использовать в съемках фильмов ужасов.

Остаток дня провели в том же Ритане. Меня эти павильоны с одеждой манили как волшебные магниты.

К вечеру решили поужинать со всеми и попросили китайского товарища, чтобы написал на бумажке по-китайски адрес ресторана и во сколько надо там быть.

За разговорами с согруппниками выяснилось, что их в этот день возили показывать какую-то школу, где обучают каллиграфии, а потом вообще повезли на фабрику якобы дешевого жемчуга, завели туда группу на два часа. И магазин там, естественно, был.

А вообще, за покупками их иногда возили в так называемые “магазины дружбы”. Там все ну очень дорого, цены буквально европейские, все для туристов, шаблонные сувениры. И такие же сувениры можно купить в три раза дешевле в обыкновенном магазине для китайцев. Только вот наши туристы от стада не отходили.

Я из любопытства пробывала несколько раз подойти к китайскому товарищу с разговорами, расспросами. Он мне казался не очень симпатичным человеком, поэтому решила не деликатничать и расспрашивать напрямоту про китайские политические ньюансы. Первый вопрос был про рождаемость, и что у них-де запрещено паре иметь более одного ребенка. Он ответил, что не то что запрещено. Раньше на рабочих или учебных местах все женщины проходили обязательный гинекологический осмотр, и если уже есть ребенок и она еще раз беременеет, то обязательный аборт. Теперь правила смягчились, аборт делать не заставляют, но если родишь второго ребенка, то надо какой-то налог государству выплачивать или что-то в этом роде. И добавил, в общем, мудрую вещь: “Нас и так уже слишком много, а если будет еще больше, согласитесь вы, чтобы избыток отсюда переехал к вам?”

Второй мой вопрос китайскому товарищу касался Мао Цзедуна. Мол, что товарищ о нем думает. Оказывается, они его искреннее еще уважают и почитают. Цзедун даже, по словам китайского товарища, еще сочинял талантливые стихи на природную тему. Все более прикольно, чем наш Брежнев в свое время.

На следующий день с утра предполагалось ехать в другой город, Чэндэ. Ехали несколько часов на автобусе и рассматривали в окно китайскую провинцию. Пейзаж становился все гористее. Но это были невысокие холмы, очень красивые, поросшие только какой-то травой или кустами. Очень дикая природа. Деревни, которые мы проезжали, — очень странные. Дома и вся деревня окружена высокой изгородью из желтой соломы. И дороги в деревнях тоже выложены соломой. А дома, которые мы видели, тоже странные — с очень большими окнами, просто как веранды. И внутри пусто. Я поражаюсь, ведь зимой там стоят трескучие морозы. Климат континентальный. Наверное, не так просто отапливать дом с такими большими окнами. Летом же в Пекине стоит, видимо, необычайная жара, потому что большинство многоэтажек имело выходящие наружу кондиционеры.

Проезжая по таким странным и живописным местам, было жалко, что невозможно остановиться, выйти из автобуса и пойти просто погулять, побыть подольше.

Приехали в Чэндэ, заселились в гостиницу. Нас сразу повезли осматривать местную достопримечательность, на которую возят всех туристов — огромный буддистский монастырь. Я поехала немного скрепя сердце, но совсем не пожалела! Как уже раньше упоминала, не люблю ни дворцы, ни монастыри. Но этот был действительно прекрасный. Огромный, из темного дерева с разноцветными и золотыми росписями, несколькоэтажный, с террасами и с обложенным видом сверху на соседние дикие горы! Провели там часа два, но оно стоило того. Просто смотреть на вид и созерцать, мне этого достаточно для счастья.

Потом нас отвезли в гостиницу, и до ужина оставался час. Мы пошли в центр города — очень длинная коммерческая артерия с прекрасными магазинами. Цены, конечно, не оптовые, не ританьские. Но все равно очень низкие. Жалко, что это был уже совсем вечер и магазины начали закрываться.

А на следующий день мы вернулись в Пекин и сразу улетели домой.

Обязательно хочу еще раз съездить в Китай, в следующий раз — самостоятельно и куда-нибудь внутрь страны.

дальше: Китайские фотки (245 КБ)